Система воспитательной работы гимназии
Система воспитательной работы гимназии
Воспитательная работа носит динамический характер и состоит из следующих друг за другом воспитывающих этапов, каждый из которых решает определенные задачи.
Наше время ставит как жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в учащихся настоящих гражданских качеств. Дорого стоит воспитание, но невоспитанность обходится всем дороже.
Задачи воспитательной деятельности
Первая задача – гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемерного развития побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Вторая задача – поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.
Третья задача – совершенствование методического мастерства классного воспитания, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
Основные цели воспитательной деятельности
- формирование гражданско-патриотического сознания, развития чувства сопричастности к Отечеству, формирование нравственной позиции;
- развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно – исторических ценностей, развитие творческой активности;
- привлечение учащегося к работе по сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных в Республике Башкортостан.
Приоритетным направлением вне учебной воспитательной деятельности положить проектную деятельность «История нашей гимназии».
Содержание воспитания
Работа с ученическим коллективом
1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления.
2. Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств обучающихся.
3. Формирование у обучающихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни через коллективные творческие дела.
4. Предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности большому числу ребят.
5. Повышение культуры общения, культуры поведения ребят.
Работа с родителями обучающихся:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями.
Режим работы с родителями:
1. Тематические родительские собрания.
2. Рабочие родительские собрания – 1 раз в месяц.
3. Консультации для родителей – в течение года.
Воспитательная работа гимназии делится на III этапа:
1. Раскрытие личности (1-4 классы)
2. Развитие личности (5-8 классы)
3. Становление личности (9-11 классы)
Гимназия обеспечивает разнообразные потребности личности ученика. В школе действуют спортивные секции (Шарафутдинов Р.Х. – баскетбол, Лобанов А.В. – футбол), «Театральный кружок» (рук. Козлова Н.И.), клуб «Лидерство» (рук. Фенина И.Л.), имеется возможность выбора факультативов по физике, математике, информатике, черчении. И отрадно то, что выпускники гимназии принимают культ знаний и хотят продолжить образование – 91%, хотят быть культурными и развитыми людьми – 80%.
А на вопрос, адресованный классным руководителем: «Что Вы считаете главным в воспитательном процессе?» - классные руководители ответили: «Доброе отношение к детям, толерантность, профессионализм, сотрудничество учителя и ученика». Ведь и современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Основные направления в системе работы классного руководителя
1. Здоровье
- сотрудничество с медицинским персоналом школы;
- консультации для родителей учащихся;
- организация просветительской работы с учащимися;
- воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спорта.
2. Нравственность
- воспитание умения действовать сообразно нравственным знаниям;
- воспитание волевых качеств способности к самокритике;
- воспитание интереса, желания самосовершенствоваться.
3. Интеллект
- изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика;
- определить приемы, формы индивидуальной работы учащимися на уроке и во внеурочное время;
- изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
4. Общение
- изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками, учителями;
- создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения;
- организация просвещения и консультирование родителей по данной проблеме.
5. Семья
- изучение семей учащихся;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
- совместное проведение досуга.
6. Досуг
- изучение индивидуальных интересов и потребностей;
- организация различных форм внеклассной работы;
- представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.
В своих планах по воспитательной работе классные руководители определяют цели. Поддержать и развить в человеке Человека, заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания – задача классного руководителя.
Определены основные системообразующие факторы воспитательной системы:
1. Учебно-познавательный компонент;
2. Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями культуры).
Таким образом, наметились определенные тенденции в организации образовательно-воспитательного процесса:
- стремление учащихся старших классов к самовыражению и самоутверждению посредством различных форм деятельности;
- действенность традиций гимназии;
- тенденция к дифференциации индивидуализации в воспитательной работе со всеми участниками воспитательного процесса;
- наметившееся понимание важности воспитательной работы с учащимися не только педагогами, но и родителями учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ И ДЕКАДЫ
2011-2012 учебный год
Наименование недели и декады |
Дата проведения |
Неделя физкультуры и спорта |
14-19.09 |
Месячник “Внимание дети!” |
01-30.09 |
20-ая годовщина принятия декларации суверенитета РБ |
01-11.10 |
Месячник правовых знаний |
04-31.10 |
Неделя игры и игрушки |
27-31.10 |
Всероссийская неделя “Театр и дети” |
по графику |
Благотворительная акция “Помоги ближнему” Неделя милосердия |
26.11-03.12 |
Фестиваль “Звезды гимназии” |
20-29.01 |
Гимназическая спартакиада |
22.01-07.02 |
Акция “Уфа без наркотиков” |
22-30.01 |
Месячник оборонно-массовой работы |
03-22.02 |
Декадник по ПДД |
07-14.02 |
Неделя детской и юношеской книги |
16-21.03 |
Неделя здоровья |
07-13.04 |
Экологический декадник |
27-30.04 |
Акция “Я и мое Отечество” |
01-08.05 |